Сначала, как всегда, о географии и краеведении. (Залез тут, кстати, в кои-то веки в интернет – ужас! Столько нового узнал! Лучше бы я туда не заглядывал. Не мой это метод, я уж лучше по старинке писать буду). Место, где разворачивалось наше действо, называется Челябинский городской бор. Среди огромных просторов лесостепей, покрывающих Зауральский пенеплен, в местах выходов на поверхность коренных пород, прежде всего гранитов, на территории Челябинской области встречается пара десятков так называемых островных (или ленточных) боров – реликтов ледникового периода. Почти все они являются памятниками природы регионального значения. Далеко не каждый город нашей страны может похвастаться такой шикарной рекреационной зоной! Но не то, что бы городу просто повезло, само наличие бора явилось одним из основополагающих факторов заложения его именно на этом месте. В 1742 году, всего через шесть лет после основания Челябинской крепости (можно считать первоисточником!), немецкий путешественник Иоганн Гмелин написал: «… заложена вскоре после Миясской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки леса, по-башкирски – Чилябе-Карагай». Далее по тексту у него звучит очень характерная фраза: «До последнего времени достаточно было леса вблизи же он в-основном уже вырублен, и сейчас его приходится привозить.» Вот, так. Площадь бора за 250 лет сократилась более, чем в два раза. Сначала для строительства использовали лес, а впоследствии и то, на чём он растёт – граниты. В конце 1930-х годов по плану лесоустройства вся площадь бора, прежде всего в противопожарных целях, была разделена широкими просеками на квадратные кварталы (направление север-юг и, соответственно, запад-восток), со стороной пятьсот метров. Тогда их было 63, а к 1968 году, когда ему был присвоен статус «особо охраняемой территории — ботанического памятника природы областного значения», их осталось 49. С тех пор периметр бора остаётся практически без изменений, чего нельзя сказать о его внутреннем наполнении. Деградирует наш бор, причём очень быстро. И процесс этот, к сожалению, необратимый. Площадь коренного соснового леса (в-основном из-за пожаров) сокращаются, уровень грунтовых вод в массиве опускается, родники пересыхают… Человеческий фактор, чрезмерная антропогенная нагрузка. Появляется много сухостоя, причем иногда на больших площадях, потенциальная жертва очередного пожара… Задача нынешнего поколения – попытаться замедлить этот процесс, что бы бора хватило на как можно дольше. У ориентировщиков бор естественным образом всегда делился на три основные части: Южную, Треугольник и Северную. Ну, что, в путь пора?
Стартуем мы от лесничества, с муниципальной лыжной базы. В народе она до сих пор называется «Лыжная база ЧТЗ». Единственная из сохранившихся. В непосредственной близости от неё находились базы Трудовых Резервов, Спартака, Полёта… Разрушена система, позакрывались лыжные базы, не выжили в условиях рыночной системы. Единственный островок сохранился. Сегодня вот два крупных старта, областная рабочая спартакиада по лыжам и наш. Из-за того, что дистанции пересекаются, пришлось немного задержать старт. У самого старта пересекаем широкую ЛЭП, оставляя слева гранитный карьер, очень популярное место отдыха с несколькими тюбинговыми спусками. Прокат тюбингов – одна из основных статей дохода лыжной базы в зимнее время. Первые несколько сотен метров бежим на юг по асфальту, по так называемой Обкомовской дороге, которая ведёт в самый центр Южной части парка, к дачам, которые принадлежали когда-то Областному комитету Коммунистической партии. Не знаю, кому они принадлежат сейчас, и кто на них отдыхает, но подозреваю, что у простого работяги попасть за этот забор шансы не очень велики. Слышал, кстати, байку о том, как ещё на заре ориентирования проводили ночной старт, и одна из команд, двигаясь по азимуту, преодолев непонятно откуда взявшийся забор, угодила в местную кутузку. Где и просидели до утра, причинив организаторам соревнований порцию сначала беспокойства (ну, куда же они подевались?!), а затем и неприятностей от контакта с органами правопорядка.
Через шестьсот метров, напротив конькобежного стадиона «Инга», поворачиваем с асфальта направо и углубляемся в лес. Стадион открылся в 1969 году не без активного участия нашей прославленной спортсменки, 6-кратной олимпийской чемпионки по конькам, Уральской Молнии -
Лидии Скобликовой. Назван в честь не менее великой конькобежки, основной сопернице и подруге по команде Инги Артамоновой, трагически погибшей за три года до этого. Инге не везло на олимпиадах, зато титулов Чемпионки Мира у неё в два раза больше, чем у Скобликовой. В начале 1960-х годов они на пару забирали почти всё золото международных стартов. До появления ледового дворца «Уральская Молния» здесь была лучшая беговая дорожка в городе, проводились и детские старты, и крупные соревнования вплоть до чемпионатов страны.
Следующий километр мы бежим по лесной, хорошо протоптанной тропинке, на запад по квартальной просеке. Именно здесь, но в обратном порядке, навстречу, пролегает маршрут августовского сверхмарафона «Самопреодоление». Нынешняя самая короткая дистанция 3,5 километров полностью дублирует этот круг. Лично у меня более 90 километров пробежать на этом старте ни разу не удавалось (всё-таки для стольника надо хотя бы чуть-чуть специально тренироваться), поэтому я в последние годы даже не напрягаюсь, преодолеваю свой законный полтинник и не жужжу (ох, слово-то какое красивое!). Из леса мы выныриваем напротив одного из крупнейших у нас в парке карьера, в народе называемого Студенческим (наверное, потому, что неподалёку находится ЮУрГУ), и, развернувшись на 140 градусов, устремляемся на северо-восток по асфальтовой дороге, соединяющей проспект имени Ленина с плотиной. Именно по этой дороге проходит естественная граница между двумя районами парка – Треугольником и Северным.
Перечеркнув квартал по диагонали, развернувшись налево на 40 градусов (какая цифра знаменательная!), уходим снова в лес и двигаемся полтора километра на запад. В дальней части этого самого длинного прямого участка нашей трассы, справа, видим большую поляну, на которой имеется шесть заросших кустами и деревьями разрушенных фундаментов. На карте города, вышедшей в 1936 году, это место обозначено как посёлок Геологоразведки. Рядом с очередным квартальным столбом разворачиваемся налево на 90 градусов и пробегаем примечательное место, которое описано в книге, изданной в 1968 году, следующим образом: «… с этой точки, лежащей на высоте около 50 метров от уровня Миасса, в южном и северном направлениях видно течение реки Миасс, которая здесь круто огибает бор». Я давно, по крайней мере лет пять, не был в этом районе, и то редколесье, которое увидел слева, произвело на меня очень тяжёлое впечатление.
Спустившись немного по просеке в южном направлении, по плавной дуге, вдоль коридора из сигнальной ленты, уходим направо и поднимаемся на высшую точку урочища Монахи, на которой находится наш первый пункт питания. Это, пожалуй, самое популярное, особенно зимой, место отдыха горожан на всей необорудованной части бора. Вот, и сейчас здесь присутствует около двух десятков лыжников. Высокий живописный берег реки, обращённый в южную сторону, обуславливает свой микроклимат и выделяет это место из многих других. Не совсем обычное название связано с тем, что на этом месте, ещё до Революции, находилась одна из заимок Одигитриевского женского монастыря. Монахини занимались здесь огородничеством, выращивая сельскохозяйственную продукцию. Имелась здесь и часовня, деревянная. Наверное, их хозяйство находилось внизу, у реки, где удобно содержать огород, но точное место, где были постройки, и какие – наверное, мы уже никогда не узнаем из-за многочисленных более поздних сооружений. В годы Великой Отечественной войны здесь было построено несколько двухэтажных деревянных бараков, так называемые Зальцмановские дачи (по имени директора ЧТЗ), на которые посылались для восстановления сил вымотанные жёстким режимом работы трудящиеся Кировского завода. В послевоенное время здесь был построен дом отдыха, сооружён большой трамплин. На первых подробных спортивных картах парка хорошо читаются некоторые фундаменты крупнейших строений, в том числе огромный бетонный круг танцевальной площадки. Вот фотография 1974 года. А вот это я снял, немного отклонившись на втором круге от размеченного маршрута, пройдя чуть ниже по склону. Точка съёмки почти та же самая. Стен здания уже нет, берёзы поднялись, а сосна осталась на месте.
Подкрепившись бананами и прихватив в пластиковый стаканчик пригоршню фиников, продолжаю движение по трассе. Продравшись по узкой тропинке сквозь заросли кустарника, выпадаю к очередной достопримечательности нашего маршрута – платформе Солнечная, конечному пункту Малой ЮУЖД. Это чуть ли не первая в нашей стране детская железная дорога. Строительство её началось ещё до войны, открытие планировалось на август 1941 года. Но все рельсы и паровозы были направлены на нужды обороны. Торжественное открытие состоялось в июле 1949 года. Я в детстве, ещё году в 1976-м, ездил по ней, было две промежуточные станции: Водная и Пионерская. Современный вид дорога приняла в 1998 году, после восьмилетнего простоя и последующей крупной реконструкции, в результате которой добавились станции Звёздная, Солнечная и Зоопарк, а длина увеличилась до пяти с половиной километров. Вот бегу я по насыпи железной дороги, гляжу под ноги – явный диссонанс, дисгармония. В чём дело? А дело в том, что дорога узкоколейная, а рельсы-то большие, магистральные. Но так было не всегда. Лет двадцать пять назад я изучал маркировку на боковой стороне рельсов. В-основном они были дореволюционные, с ятями. Демидов, Белосельский-Белозерский (это Усть-Катав), даты – 1896, 1904 и другие годы. Но иногда попадались, хоть и редко, 1930-е. В 2008 году узкоколейные рельсы были заменены на обычные магистральные. Увидел, помню, технику издалека, удивился: они что, вторую нитку прокладывают? Потом как-то глянул забежал – рельсы заменили! Даже не знаю, есть ли где-нибудь у нас в стране что-нибудь подобное?
Преодолев по железной дороге около пятисот метров, от конечной станции Солнечная до бывшей конечной станции Пионерская, находившейся в глухом лесу, полюбовавшись с высокого берега панорамой заречной части с видом на посёлок Шершни и Благодатово, уходим под девяносто градусов налево, в пойму реки Миасс. Здесь, между рекой и железной дорогой, охватывая сосновый бор с севера, вьётся, можно даже сказать петляет, совершенно замечательная хорошо утоптанная тропинка, о существовании которой я, например, даже и не подозревал. И вот по этой самой тропинке мы продвигаемся более двух километров до плотины пруда Коммунар. По дороге любуемся видами на реку и новый микрорайон города – Академ-сити. Где-то там, в окрестностях ЧелГУ, завтра состоится массовый спортивный праздник «Лыжня России». Именно из-за его проведения в воскресенье первоначальная дата нашего пробега была перенесена на один день раньше. Ещё в XVIII веке на реке Миасс на территории современного города было сооружено по крайней мере две плотины с мельницами. Современная плотина хлебокомбината, вдоль которой мы круто разворачиваемся на юг, возвращаясь под сень сосен, была отреставрирована АО «Хлебоцентр» в 1929 году. Лично я пруда Коммунар не застал, но слышал о нём рассказы родителей. Путь наш пролегает по бывшей акватории, по отвалам, оставшимся от работы земснаряда в середине 1980-х годов. Пруд спустили, чтобы почистить дно от наносов и иловых отложений, но так больше и не заполнили.
Поднявшись к железной дороге, поворачиваем налево, и, огибая платформу Водная, по очередной квартальной просеке устремляемся на восток. Эта просека через полтора километра приводит в
самый центр ЦПКиО имени Ю.А. Гагарина, к лыжной базе. Нам туда не надо, мы через километр уходим направо, в гору, вдоль линии ЛЭП. Слева традиционные мини поля для игры в футбол, справа – огромные, зарастающие лиственным лесом поляны – следы былых пожаров. Вот выкатываемся на асфальт – Обкомовку, и через триста метров замыкаем наш круг. Кто-то здесь финиширует, кто-то продолжает бег, уходя на второй круг, а я — в обратный путь. У меня своя задача – сфотографировать как можно больше участников. Чем я и занимаюсь, на встречных курсах. Погода вот, жаль, пасмурная, к тому же батарейки подмёрзли, поэтому иногда затвор не сразу срабатывает, много нерезких кадров, кого-то не успеваю поймать в объектив. Но, в принципе, отснял, кажется, неплохо, результатом в общем-то доволен.
P.S. Что-то и так очень длинно получилось, поэтому закругляюсь, про сам полумарафон писать не буду. Ждём от организаторов интересных трейловых трасс в новых районах! Ну, и поможем, кто чем может, если надо будет, по мере возможностей.