Вот на этой карте я выполнил свой самый первый разряд — третий юношеский. Точнее — не на карте, а на местности. Карта тогда была другая, ещё черно-белая, не такая большая и детализированная. Видел её один раз в жизни, только на том старте, у меня в архиве её нет. Эта появилась буквально через несколько месяцев, к следующему старту, уже летнему.
Сначала о местности. Постройки справа — станция Дубровка-Челябинская, расположенная в двадцати трёх километрах к югу от Челябинска-Главного. Названия, естественно, железнодорожные. Для того, что бы выяснить обычное, так сказать, гражданское, надо убрать вторую часть, вместе с деффисом. Попробуйте, у Вас должно получиться. Машинами-то на соревнования в начале восьмидесятых годов практически никто не ездил, перемещались на электричках. Железная дорога проходит с севера на юг, совсем рядышком. По северному обрезу, пунктиром, обозначена строящаяся трасса объездной дороги вокруг Челябинска, её южный участок, смычка между Уфимским и Троицким трактами. К северу от трассы, в правой части, расположена карта Разъезд 18-й км, про неё когда-нибудь отдельно расскажу. Левая нижняя диагональ практически попадает на современную границу отчуждения территории для проектируемого Томинского ГОКа. В правом верхнем углу, за чёрной диагональкой, в настоящее время расположены постройки самого первого в окрестностях Челябинска коттеджного посёлка — Полина (наверное, это чьё-нибудь имя). В конце восьмидесятых, на волне широкого развития в нашей стране кооперативного движения, когда ещё только начинался социальный раскол общества, из рабочей массы выдвинулись инициативные люди, у которых, благодаря «бешеным» зарплатам, появились свободные средства. Тогда впервые и прозвучала эта идея — создание коттеджных посёлков с полной инфраструктурой, вплоть до магазинов и общеобразовательных школ. Именно здесь была предпринята первая практическая попытка реализации этой идеи. Неудачная, судя по количеству построенных домов. Жить-то здесь хорошо, имея машину, а вот со всем остальным — проблемы.
Теперь о карте. Автор — Александр Дмитриевич Зорин. Это один из самых плодовитых наших авторов. Работал на разных территориях, например в Абзаково, Миассе и Кыштыме. На пару с Игорем Черемшанцевым, работая параллельно, нарисовали почти все ближайшие к Челябинску окрестности. Меня эта карта в своё время впечатлила тем, что здесь впервые так наглядно и полномасштабно использовался знак «Граница пашни». При том, что в те времена пахали очень много, просто везде, где возможно (куда же это всё подевалось?!), эта чёрная линия очень часто совпадает с границей леса. Особенно непривычно смотрятся крохотные колочки леса посреди пашни, оконтуренные сплошной линией. Бегали по данной карте недолго, но интенсивно, я раз пять выступал, и зимой, и летом. Крайний раз — Марафон в восемьдесят седьмом году. Первый круг по карте восемнадцатого разъезда, переход сюда, а потом обратно, и опять по первой карте. Перерисовка была прямо под виадуком, у Железки. За обрезом карты, кстати. Был достаточно длинный беговой перегон от карты до карты по маркировке.
Немного о системе отметки. Что за дистанция представлена на данной карте — понятия не имею. Я её не бегал. Судя по параметрам — маркировка по какой-то из младших групп. Старт расположен достаточно далеко от деревни, в лесу. Видимо, для того, что бы не было относительно пустых перегонов по полям. Вообще, основным способом отметки на маркировке был прокол иголкой и крестик на нём цветным карандашом, висящим на следующем КП. У взрослых только так, а вот у детей была альтернатива. На многих стартах использовался компостер. На тросике висит железный увесистый цилиндрик с подпружиненной вдавливающейся иголкой. Рядом, на дереве — фанерка-квадратик сантиметров десять с прикреплённой на ней чернильной подушкой. Алгоритм действия выглядел примерно следующим образом. Приезжаешь на КП. Захватываешь компостер в руку, под пальцы. Пару раз с силой ударяешь по фанерке, утапливая иголку, что бы освежить чернила на резинке. На всякий случай ещё и дыхнёшь на неё, что бы согреть, вдруг замёрзли? Аккуратно подносишь, заглядывая чуть сбоку, кончик иглы к предполагаемому месту КП предыдущего и, поддерживая снизу второй рукой столик планшета, резко чпокаешь, надавливая, стараясь оставить чёткий отпечаток. Здесь вот эти отпечатки хорошо видно, у каждого компостера свой буквенный код. Одновременно и прокол, и отметка. Разработана контрукция эта была в Казани, комплект для Челябинской ДЮСШ был изготовлен, с подачи Владимира Сигова, на одном из Миасских оборонных заводов.
Сейчас соревновай проводится очень мало, народу в них принимает участия, особенно зимой, ещё меньше, поэтому старты открытые, принять участие может любой желающий. В те времена взрослые и дети напрямую не пересекались вообще нигде. Иногда могли, с интервалом в неделю, использоваться подготовленные лыжни. А вот в детском спорте, в свою очередь, существовало две основные системы: ДЮСШ и ДПШ. Первой рулил Юрий Валентинович. Он пишет здесь, на сайте, периодически про неё, раскрывая то с одной стороны, то с другой. Фирма на Областной станции юных туристов, на Энгельса, с филиалами в области — Новогорный, Чебаркуль, Миасс, Октябрьский, а так же в самом городе — ЧМЗ и школа 9. ДПШ — всё остальное. На уровне личных связей бывали плотные завязки, например СовДПШ и Южноуральск были постоянными участниками наших стартов. Что бы проиллюстрировать отношения на уровне рядовых участников, приведу крохотный пример. Коля Горяев как-то (с сильным ударением на первый слог): Это ваше КАЛ-л-л ДПШ… Я говорю: Коля, а нас не Кал ДПШ, а Лен ДПШ! Он: Да какая разница, одна шайка-лейка, это ваше КАЛ-л-л ДПШ…
Вот протокол соревнований. Читаем шапку: «5 зимнее первенство области среди Домов и Дворцов пионеров и школьников 22 февраля 1981 года, ст. Дубровка. Группа М-13». На первой странице — тридцать фамилий. Из них восемнадцать — вне конкурса. Это люди системы ДЮСШ. Внешне вроде бы почти не отличимы от ДПШ-овцев, но внутренняя сущность у них, наверное, совершенно другая: ). Давайте повнимательнее разглядим одиннадцатую строчку. «Волков Леонид, Лен. ДПШ, номер 345, время 25.45, штраф 9 минут, результат 34.45, место 4, разряд был — б/р, выполненный — 3ю, очки — 7». Вот так, вроде бы далеко в протоколе, а чуть-чуть в призёры не попал. Ещё и разряд выполнил! Занимался в секции к тому времени уже почти полтора года. Команды в зачёте, кроме нашей — ДПШ им. Крупской, Южноуральск, Сов. ДПШ, Чебаркуль, Копейск, Уйский район, Кыштым, Трак. ДПШ.