СВОЧ — 14 Атлян
Хочется вернуться к карте, про которую писал в самом первом выпуске СВОЧа. Это карта Атляна. Показать ещё две дистанции, зимнюю и летнюю, которые сыграли большую роль в становлении меня как ориентировщика, запомнились на всю жизнь.
Синими точками показана маркировка. Облсовет ДСО «Труд» 6 марта 1982 года. Девять километров, одиннадцать КП. Карта разделена на две части не случайно. Скорее всего, здесь задействованы два резона. Во-первых, экономия. Северная половина, даже не половина, а треть, потом будет использована для каких-нибудь других, менее масштабных соревнований, например, первенства Миасса. Тираж-то типографский, возможность допечатать тогда отсутствовала. Во-вторых — на планшет большую портянку вписывать сложно, подвернёшь — двойной прокол получится, а этой площади вполне достаточно. Карта моя, именно та, с которой я работал на дистанции и сдавал на финише. Деталей почти не помню — дистанцию, погоду и прочее. Ярким эпизодом сидит в памяти только спуск, бодрый и веселый, с восьмого КП к девятому. Почему-то не сообразил, что это дорога, край карты. Колол-то их далеко в горы. Кстати, насчёт колол. В предыдущей статье, под номером тринадцать, про Дубровку, рассказывал про компостерную отметку, которая использовалась на большинстве детских стартов, а вот здесь — обычная карандашная, прокол и крестик. На эстафете вообще был только один прокол, но об этом как-нибудь в другой раз.
Это был первый сезон, когда ввели новую систему штрафов — минута не за каждый миллиметр отклонения, а за два, с ограничением максимального штрафа в три минуты. Тогда-то и появился очень интересный пункт, который назывался 7.1.11. Если на больше чем половине КП у участника максимальный штраф (то есть те самые три минуты), то его результат аннулируется за техническую неподготовленность. Меня сия участь миновала, ни разу снят по этому пункту не был. Вот здесь пример того, как проскочил на грани фола. Что бросается в глаза? То густо, то пусто. То ноль, то молоко. В итоге схлопотал дисквалификацию. Крайний КП, одиннадцатый, стоит на краю поляны. На контрольной карте нарисован был ниже, ближе к дороге. Участники убедили организаторов в их ошибке, в том, что КП стоит чуть выше. Ещё раз перебрали карты, пересчитали штраф по этому пункту. В итоге я не просто получил на минуту меньше, но и снятие снятия. Из одиннадцати КП штраф три минуты только на пяти. К сожалению, протокола тех соревнований не имею.
Вторая дистанция — летняя, обком Машиностроения в июне того же 1982 года. Карта использовалась полная, я её нарисовал позже на имеющийся экземпляр той зимней. Второй КП, на самом деле, стоял ещё севернее, за габарит вышел. Красным — мой путь. Мама говорит: в трёх минутах за тобой стартует Вадим Горяинов (а мне и не надо объяснять, кто это такой!), он бежит не быстро, но очень точно. Ты его дождись на перерисовке и беги за ним всю дистанцию. А что, вполне конкретная, почти что тренерская, установка на старт! Перерисовал я дистанцию, оглянулся на Вадима Маврикиевича. Что, думаю, ждать его тут? Побегу пока, а там, в лесу, если что, то и прицеплюсь потом. Классно очень, оттолкнувшись от скалки на краю ЛЭПки, взял первый КП. Бегу на второй. А там карьер заросший большой, но не глубокий, стоит где-то внизу на одной из горок. Я тормознулся на поперечной лесной дороге, разглядываю карту. Вот, буквально метрах в двадцати правее, пробегает Вадим. На меня глянул, улыбнулся приветливо и нырнул в карьерчик этот, в зелёнку. Я ещё немножко постоял на дороге — и туда же, как в омут с головою. Эффективность нашего ныряния, видимо, разная оказалась. Я-то оттуда минут через десять выбрался, а он в призёры попал, помню, как на награждении выбегал. Это был, наверное, один из последних его стартов, буквально через месяц он погиб в горах, провалившись в ледниковую трещину.
Чем ещё запомнилась дистанция? Во-первых тем, что, когда перед третьим КП я немного вышел по ЛЭПке за карту, хорошо, что контролировал ситуацию, то почти удивился, что за картой местность почти такая же, как и в ней. (Вообще, интересно, почему границу карты на местности не указывают?). Во-вторых, с девятого на десятый КП очень грамотно, как мне казалось, обогнул гору и, контролируясь по двум полянам, траверсом очень легко и уверенно взял точку. А вот отец мой не согласился, что этот вариант хороший. Зачем, мол, такие выкрутасы нужны? Напрямую, через гору, ничуть не хуже. Может быть, так оно и есть. Каждому своё, как было написано на воротах Бухенвальда.
Ещё несколько слов — про людей, чьи фамилии указаны в левом верхнем углу. Сергей Гаврилов — самый активный рисовщик города Миасса. Автор большинства местных карт. Стиль рисовки у него немного своеобразный. Самое ценное, что с годами не утратил интереса к этому делу, продолжает делать это и в настоящее время. Учился чуть ли не в одном классе, кстати, а, может быть, и не кстати, но всё равно учился, с нашим прославленным биатлонистом, четырёхкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым, в школе села Уйское. Валентин Иванович Гусев — тоже местный. И рисовал когда-то понемногу, и дистанции ставил периодически, я про это ещё когда-нибудь расскажу. А вот кто такой А. Свинкин — не знаю, кроме как здесь нигде такую фамилию больше не встречал, на соревнованиях вроде бы ни разу с ним не пересекался. Спросил вот у Юрия Валентиновича, он пояснил. С Кургана, работал некоторое время в Миассе. У нас в области Мастера Спорта выполнил.