Очень интересную и полезную статью написала Маша (Спасибо! — прим. ред.)! По поводу лыжни на биатлонном стрельбище накатило, хочется немножко добавить, по ассоциации. Ну, и начать сезон зимний по написанию статей.
Хочу представить вот такую карту. Год издания — чуть ли не 1978-й. В самом южном блоке жилого сектора находится лыжная база Металлург, и где-то там же, на первом этаже пятиэтажки, когда-то находился филиал ДЮСШ по спортивному ориентированию, которым руководила Валентина Петровна Шлей. Именно по этой карте она проводила те массовые соревнования школьников, аналогов которым в нашей стране, может быть, и не имеется. Приехав из Верхнего Уфалея в Челябинск, она сумела реализовать этот проект. Выйдя на уровень РОНО, плотно задействовала все девятнадцать школ Металлургического района. ДЮСШ по ориентированию помогла только методическими материалами и картами, всё остальное делали сами. Как была построена работа? Проводились координационные совещания и обучение педагогов, прежде всего преподавателей физкультуры и географии. Воспитывался судейский коллектив. Каждый класс, с четвёртого по десятый, выставлял команду десять человек — пять девчонок и пять мальчишек, классный руководитель приводил их на старт. В 1979 году дистанция была по выбору, в дальнейшем — заданка. Карты с финиша на старт переносились коробками. Для упрощения при подсчёте результатов секунды не учитывались. Судьи на финише чередовались каждую минуту. Сначала одни финиш принимают, другую минуту — другие. Эти в это время чуть дух перевели, карты убрали — следующую минуту опять они принимают. После обеда бригада меняется — соревнования-то продолжаются не пару часов, в 1981 году на старт вышло 5600 участников. Вы можете представить такую массовку? Юрий Валентинович упоминал в своих статьях про эти старты, обещает когда-нибудь более детально про это дело рассказать.
Вообще, данная местность оказалась снова в обороте после многолетнего нашего забвения в связи с проведением в этом году двух Айрановских полумарафонов. К написанному хочется кое-что добавить. В левом верхнем углу, в карьере, имеется значок стрельбище, единственный на картах Челябинской области. Я как-то , году в восемьдесят третьем, на велосипеде, из Ленинского района (прямо как настоящий поход, эпопея на весь день!) специально ездил посмотреть, как это выглядит на местности. Земляника там — супер! Разработка камня велась, видимо, в сороковых годах, когда строился завод. По крайней мере на карте Бакалстроя здесь обозначен Исправительно-Трудовой Лагерь «Каменный карьер». Между дорогой и рекой хорошо читается насыпь железной дороги, по которой вывозился этот камень. Автомобилей-то соответствующих тогда не было, так же, впрочем, как и дорог, поэтому обычно прокладывали к нужному месту узкоколейку. Забор юго-восточнее карьера — Жарикова дача.
В феврале 1996 года мне довелось мотать по местным склонам пятьдесят километров на соревнованиях, которые называются Альптрассы (первенство области по лыжам среди альпинистов). Спелеологи (соответственно Спелеотрассы) тридцатку бегали, а альпинисты — полтинник. Трасса, которую описывает Маша, видимо, является её фрагментом, потому, что там была, наверное, десятка. Голова кружилась не от колличества кругов, а от колличества петель на круге. Расскажу самое яркое воспоминание от того старта. Вверх — вниз, вверх — вниз… Туда — сюда — обратно… В гору тяжело пахать, на спуске восстанавливаться не успеваю. Гляжу — мужик впереди едет с горы не в стойке, как все нормальные люди, а на корточках. Палки — в стороны, группировки — никакой. Сидит — как в деревенском туалете. Интересно! Ну-ка, дай, тоже попробую! Попробовал. А здорово! Мышцы-то другие нагружаются, очень даже прикольно! Так и откатался до финиша. Сколько раз потом пробовал — дохлый номер, не получается отдыхать в такой позе. Попробуйте. Может у вас получится? Меня тогда это здорово выручило.
Давайте, пару слов скажу про эти соревнования, пусть даже немного не в тему. Использую, как говорится, служебное положение. Спелеотрассы я застал в 1996 году на излёте, массовости большой уже не было. В-основном Челябинск, немного Сатка и Златоуст. Проводили, соответственно, только в этих городах. На второй день эстафетные команды еле-еле набирались. А вот Альптрассы в самом начале девяностых годов — это поистинне массовое мероприятие. Проводили их в Абзаково (Магнитогорск), в Златоусте, в Миассе и в Челябинске. Машин тогда у народа ещё мало было, поэтому размещались где-нибудь на базе. Как там у Пушкина? Бойцы вспоминают минувшие дни, Да битвы, где вместе рубились они… Гитары, конечно, тоже не молчали… Я-то сам в большие горы тогда ещё не ездил, а вот к этому делу меня приобщил Виталий Просвирин, старший брат Сергея. С командой ЧТЗ-овских альпинистов доводилось иногда выбираться зимой в наши горы (Таганай, Аракуль), на так называемые соревнования. Я однажды Виталика подставил, непреднамеренно, конечно. Одним из видов на клубных соревнованиях 3 мая 1990 года был вертикальный забег, стояли мы под Скалодромом на Двуглавой Сопке. Меня вписали в протокол, я выиграл. Даже результат помню — 48 секунд. Виталий — второй, проиграл мне одну секунду. Я-то больше нигде не участвовал, на скалах не тренировался никогда. А у них в течение года около десятка стартов, по итогам года — награждение. Так вот, если бы он в тот раз был первым, то выиграл бы общий зачёт. А так, из-за меня, по итогам года оказался вторым.
Давайте, к карте ещё раз вернёмся. Лично я по ней выступал всего два раза, крайний раз — октябрь 1983 года, тренировочный старт, пешая маркировка. По современным понятиям карта слабая. Трассу полумарафона вычисляю по ней — не очень получается. Рисунок тропинок какой-то неконкретный, нечёткий. Но если учесть, что это одна из первых цветных карт у нас в области… Автора не знаю — не указан. Спросить надо у ветеранов. Спрашиваю, пользуясь случаем: кто автор? Знает ведь кто-нибудь ! Откликнитесь, сообщите! Северная часть Каштакского бора нарисована в те же годы С. Суворовым и А. Благих (расскажу ещё когда-нибудь ) в масштабе 200 метров, вот по ней много раз выступал. Может быть, здесь весь тираж ушёл на те самые массовые школьные соревнования? Возможности допечатать-то тогда не существовало, забирай из типографии свои две или четыре тысячи — и свободен. Этот экземпляр, кстати, я у Пермякова Юрия Ильича выпросил. Дырокольные дырки не просто так, на обороте стоит штамп «Заводской совет ДСО Труд ММК». Мостом между этими двумя является граничащая с севера, по бетонке, карта, такая вся очень зелёная, нарисованная в 1986 году двумя Игорями — Черепановым и Черемшанцевым.