Эпиграф: Я уже в начальной школе пошел по туристской среде. Это была целая система подготовки. Городской, районный, областной слеты… Вячеслав Шакиров
Эту карту в Угадайку ставить бесполезно. Навряд ли у нас в области найдётся ориентировщик, который с первого взгляда не сумеет опознать данную местность. Тем более, что спустя тридцать лет после её создания, в прошедшем 2021 году, именно здесь прошла очередная Чебаркульская эстафетная многодневка. Пятачок, окружённый озёрами Большой Кисегач, Боляш и Табанкуль. Наверное, всё-таки не совсем пятачок, учитывая масштаб. Дело не в местности, и даже не в карте. Хотя она по-своему тоже очень интересна. Хоть и ранняя, но далеко не первая цветная, расположенная к северу от Чебаркуля. Эмблема, кенгуру, неожиданная, нестандартная. Михаил Самуилович прикололся. Про географию и краеведение данной местности я уже рассказывал достаточно подробно (ссылка на СВОЧ — 10).
Обратите внимание на нетривиальную, без особых изысков, планировку дистанции. Расскажу на этот раз про систему школьных туристских слётов, существовавшую в Советское время. Она была выстроена ступенчато, пирамидой. Внизу широко, насколько можно, охватывая как можно большее количество человек, сужаясь кверху, выводя на макушку наиболее подготовленные и сильные команды. Идея следующая: каждый класс — это туристский отряд, которому выдаётся краеведческое задание. Под руководством опытного подготовленного педагога (проводились специальные обучающие учительские слёты и семинары) он совершает какой-то поход, выполняет это самое задание, подготавливает соответствующий отчёт. Проводятся школьные соревнования, по итогам которых лучший класс, а чаще всего, в реальности, сборная школы, попадает на районный туристский слёт. С районного турслёта лучшая команда попадает на областной, две последующих — на городской. В программу стандартного любого слёта входило три основных вида: ориентирование, Контрольно-Туристский Маршрут (КТМ) и полоса препятствий. Кроме этого, между делом, проводились конкурсы на лучшее выполнение краеведческого задания, лучший бивуак, фотографию, конкурс самодеятельности, конкурс поваров и т.п. Место проведения периодически менялось, но было обязательно привязано к какой-нибудь спортивной карте, лучше двум. Слёт Ленинского района в 81 и 82 годах проходил на северном берегу озера Инышко, развлекались по карте Воловича. Она разрезалась на половинки, один год использовалась одна, на другой год – другая. В 83, 84 и 85 – здесь, на Утёсе. В последствии – на озере Чертаныш, но я туда уже не попал, закончил школу в 85 году. В перерыве между экзаменами тогда приехали сюда вдвоём, отсудили на КаТээМе этап Навесная переправа. Доверили нам, выпускающимся школьникам, это дело, сомнений в квалификации ни у кого не возникло. Вообще, состав судейской бригады на районном слёте формировался из преподавателей, чаще всего именно из физруков школ, принимающих участие.
Первый день — ориентирование. На городе и области бегали по одному, а вот на районном слёте народ очень слабо подготовленный, поэтому выступали парами. Что бы не очень страшно было городскому молодому человеку гулять по лесу. Это не какой-нибудь Приз Телевидения, по-современному Российский Азимут, когда в парке, при большом скоплении народа, лес и горы-то здесь настоящие. Район соревнований выбирали более тщательно, чем для обычного ориентирования, чётко инструктировали перед стартом насчёт аварийного азимута. Народ жутко паровозил. Видят человека, уверенно перемещающегося – и за ним, косяками. Иногда этими самыми косяками терялись надолго. Локомотивом быть не очень хочется, ускоряешься, пытаешься как-то обхитрить народ, сбросить их с хвоста, через это дело иногда доводилось прокалываться. Своих, тоже бывает, догонишь, и ждёшь их, тащишь по дистанции, хоть сколько-нибудь, насколько терпения хватит, в интересах команды. Тем не менее два раза мне удалось на районном тур слёте выиграть. А однажды и на областном, об этом в другой раз расскажу, когда про Акулю писать буду. Тренировал своих в парке, два-три раза выбирались перед слётами, что бы хоть какие-то азы преподать, хоть чему-то научить. Именно на одной из таких тренировок однажды удалось встретить лося. У нас в парке! Представляете? Тогда он ещё был открыт с западной стороны, не отсечён городской застройкой. Косули в пределах объездной дороги и сейчас встречаются. В прошлом году на Монахах, ещё по снегу, зайца поднял – радости полные штаны, а вот всего сорок лет назад, получается, туда забредали крупные копытные.
Второй день — Контрольно-Туристский Маршрут (КТМ). Мини поход. Команда, шесть человек, с необходимым снаряжением, и даже с рюкзаками небольшими, уходит со спортивной картой в лес, где на контрольных пунктах выполняет задания. Часа на три, а то и больше мероприятие. Навесная переправа, переправа по бревну, спуск — подъём по перилам, топография (топографические знаки, определение азимута, расстояния до недоступного предмета и т.п.), медицина, узлы, бивуак и прочее. Определение своего местоположения, кстати. С какого-нибудь КаПэ, a бывало, и со старта, маркировка, один или два пункта, прокол как зимой, штраф за непопадание. Общее время прохождения дистанции здесь не учитывалось, давалось контрольное, как правило с большим запасом. Я однажды на Уржумке, для проверки вот этой самой точки, что бы наверняка не ошибиться (была параллельная ситуация, а надёжные привязки поблизости отсутствовали) носился по окрестностям почти полчаса, а команда всё это время, расположившись метрах в двадцати от судьи, конкретно — Москвичёва Эдуарда Анатольевича, смирно сидела и ждала. Вообще, важно было грамотно и чётко, без штрафов, отработать на этапе, результат складывался из суммы времени этих самых этапов, с учётом штрафных баллов. Если этап занят другой командой, то делается отсечка времени, приходится ждать в указанном судьёй месте. Можно развернуть снаряжение, успеть потренироваться ещё раз дополнительно, какие-то элементы повторить, отработать. В контрольной карточке, которую капитан команды сдавал на финише, имелись все заметки и примечания, именно по ней подсчитывался окончательный результат.
Третий день — Полоса препятствий. Устраивалась компактно, рядом с лагерем, у всех на виду. Порядка шести этапов с короткими, метров по двадцать — тридцать, переходами. Зрелищно, динамично, время прохождения — минут пятнадцать, а то и десять. В отличие от КаТээМа, конечно, ничего своего не наводили и не натягивали, сигали по судейским верёвкам. После этого подводились итоги соревнований, общее построение, награждение, и по домам. Кстати, контрольный вопрос. Как вы думаете, каким образом народ, а это несколько сотен школьников, добиралась вот сюда, на место слёта? (Именно здесь же планировалось размещение палаточного лагеря Чебаркульской эстафеты в прошлом году, но из-за упавшего уровня воды в озере Сергей Солдатов принял решение перенести его на Солдатский пляж). Ответ: пешочком на юго-запад вдоль озера, а от пансионата Утёс по обочине дороги шесть километров до станции Чебаркуль. А если кто-нибудь заблудится, под машину попадёт? Дети ведь всё-таки. Можете представить себе такую картину в реалиях сегодняшнего дня? Интенсивность автомобильного движения, конечно, тогда была в разы ниже. Именно здесь, по пути домой, идя по обочине дороги и засекая по километровым столбам время прохождения, я с удивлением узнал (прямо каким-то откровением стало, потрясло, поразило в самое сердце!), что скорость пешехода не пять километров в час, как нас всю жизнь учили в школе, а шесть. Если не расслабляться, то даже с приличным рюкзаком, в среднем темпе километр проходится за десять минут.
Перед прибытием на слёт каждая команда должна совершить поход. Минимум — норма Туриста СССР. Это 75 километров, с тремя ночёвками. Оформляется маршрутная книжка, регистрируемая в городском тур клубе, в которой указывается состав группы, имеется карта с указанием основного и запасного вариантов, график движения. В ней же проставляются отметки о прохождении контрольных точек. Печать (почта, магазин, сельсовет) с названием соответствующего населённого пункта и датой. У нас в 82 году это был якобы поход вокруг озера Смолино, мы с парнем ездили на велосипеде в Исаково, на грузовой железнодорожной станции ставили этот самый штамп. Потом реальный поход с двумя ночёвками поперёк каменного городища Чашковского хребта от Сарафаново до Черновского, пересекали карту Союза — 75. После этого часть народа перемещалась на озеро Тургояк, за несколько дней до слёта типа отдыхать и тренироваться на местности. А часть, в-основном приехавшие в Миасс из Челябинска на электричке, ехали в Ленинск, посещали работающую драгу, в рамках выполнения краеведческого задания узнавали про технологию золотодобычи. После этого часть группы, в том числе фотограф, возвращались домой, в Челябинск, где в школе, по собранным материалам, за эти самые несколько оставшихся до слёта дней, готовился отчёт в виде дневников, журналов, стенгазет и т.п. Конкретно на слёт приезжала команда более многочисленная, чем участники похода. Из взрослых во всём этом мероприятии задействовано с нами непосредственно было всего два человека – учителя по физкультуре и географии.
Экзамен школьный сдавали два раза в жизни — после восьмого и после десятого класса. Соревнования районные проходят в конце июня, поэтому выпускные классы в данном мероприятии не участвовали. В школьном возрасте каждый год играет роль, очень важен, так как разница в физической подготовке, и не только физической, очень большая. У восьмилетних школ простора для манёвра практически нет, набирают чаще всего семиклассников, которые выступают год-два и уходят, не успевая набрать соревновательного опыта. А вот у десятилеток есть варианты. Во-первых, к ним может прийти из восьмилетки вот такой подготовленный человек, а то и не один, а во-вторых, можно набрать не старшеклассников, которые в этот раз выступят, наверняка, сильнее, но уйдут потом, а молодых, которые, набравшись опыта, на второй-третий год могут выиграть. Задача тренера, а это практически всегда учитель физкультуры, найти вот этот самый баланс. Наш, Юрий Степанович Щипунов, нашёл, не знаю, насколько сознательно. Я, например, участвовал в слётах четыре раза. Какая у нас был команда в 84 году… Мечта! Тогда доминировали традиционно сильный Магнитогорск и недавние вторые призёры первенства Союза Южноуральск. Дак вот, мы были, реально, не слабее, просто опыта соревновательного не хватило. Район порвали в клочья, как говорится, в одну калитку. На областном слёте, на Акуле, первый день, ориентирование – третьи! КТМ, самую главную дистанцию — выиграли!.. Бы… Почти… На переправе навесной, потеряв почти две минуты на поиск не замеченного узла (ох, и глазастый судья попался!) и его развязывание, на две секунды превысили контрольное время. На две секунды! Из восемнадцати минут. Получили в наказание весь теоретически возможный штраф, а это сразу порядка сорока пяти минут. А так – были бы вторыми, даже с учётом уже реально полученного на данном этапе штрафа. С таким заделом перед третьим днём… Бы, бы, бы… За полгода до этого однажды на осеннем областном КаТээМе, в парке, до заключительного этапа шли вторыми. До сих пор горжусь, правда, об этом никто не подозревает, вы первые узнаете, что этап Топография тогда, единственные из всех, прошли по нулям, без штрафа. В пределах видимости финиша сидим перед заключительным этапом на длительной отсечке, среди судей тихий кипеж: кто такие, откуда взялись? В-общем, не удалось наш великий потенциал реализовать в конкретный результат, но в моей жизни эта команда оставила заметный след.
На тренировке как-то , бежим по парку, по приколу, как бы невзначай, говорю Володе Рябикину (школа 46): а мы (школа 143) в этом году районный турслёт выиграем! Он возмущается: как это так, это не вы, это мы его выиграем! Я, как бы обидевшись, обращаюсь к Толику Москвичёву (школа 34): Толик, Володя почему-то говорит, что районный турслёт не мы выиграем, а они, скажи ему, что он ошибается! Толик делает загадочное лицо, снисходительно улыбается, почти как Джоконда, и изрекает: вы оба ошибаетесь, в этом году районный турслёт выиграем мы! Я, как бы разочарованно, констатирую: нет, ребята, вы не правы!… Представляете, какая интрига? В итоге ближе всех к истине оказался я.
В восемьдесят первом году несколько дней до слёта жили на северном берегу озера Тургояк, в районе пионерского лагеря Светлячок. Это сейчас не проткнуться, а тогда мест свободных по берегам много было, вставай где хочешь. Отдыхали, тренировались. В футбол сыграли со сборной лагеря. Послали туда делегацию: сразимся? Давайте! Сыграли, хорошо сыграли, зрителей много было, в жизни лагеря событие яркое внеплановое. За пару дней до слёта группа туристская проходит с Таганая, 108 школа. Привал устроили. У физруков свой разговор, пообщались посидели. Ребята уважительно ко мне потом: это что, твой родственник? Да, говорю, это дядя Володя, брат старший моего отца! Проводили вот его недавно, почти пятьдесят лет отработал физруком в школе, одна из самых известных личностей на посёлке КаПэЗиС. Идёшь рядом – только и слышишь: здравствуйте да здравствуйте. Это как с Игнатюком по Миассу гулять, та же история, довелось однажды.
На награждении как-то вызывают нескольких ребят, человек шесть. Кажется, школа номер 100. В штормовках все, такие суровые, сразу видно — лесные люди. У них руководителем был, редкий случай, не физрук, а военрук. Я тогда, помню, удивился: а почему они за призовые места на слёте грамоты не получили, по виду туристы настоящие, опытные, должны выигрывать у нас, городских, выбирающихся в леса раз в год. Мол, в большом походе их товарищ получил серьёзную травму, они несколько дней по тайге выносили его к людям, на Большую землю. Торжественно поблагодарили их за проявленное мужество, поаплодировали всем строем.
Обвязок из ремней у народа тогда ещё не было, вязали беседку и грудную из репика-шестёрки в процессе преодоления дистанции, на каждом этапе. Попробовал сейчас вот – получилось! За тридцать пять лет не забылось, сидит в подкорке. Руки, как говорится, помнят, даже независимо от головы. Детей своих надо будет научить, пусть даже не для практического использования, а так, по приколу, для общего развития. Ох, как всё это было классно! Жалко, что современные подростки всего этого лишены. Контингент-то какой? Обычные городские школьники, многие в своей жизни и костра-то почти не видели. Часть снаряжения, прежде всего верёвки и карабины – школьные. Палатки и спальники, наверное, тоже, точно не помню, я-то со своими ходил. А вот личную экипировку, даже просто рюкзак, надо где-то доставать. У нас парень один в пункте Проката как-то умудрился станковый Ермак отыскать. Пенок-ковриков, без которых, кажется, невозможно представить себе лесную жизнь, тогда ещё не существовало. Палаток каркасных, на дугах – тоже. Придёшь на стоянку, два кола вырубишь, колышков десяток настрогаешь, растянешь. Если погода дождливая, то полиэтилен на конёк пристроишь. На слёте, когда ночёвок несколько, ещё и обкопаешь канавкой на случай дождя. Самая крутая одежда — ветровка из болоньи или штормовка. Походный быт с ночёвкой под брезентовым пологом палатки, приготовление жорева на костре, ночные посиделки… Какая школа жизни! Кроме серьёзного финансирования была серьёзная проблема с продуктами. Когда говорят про те времена, что в магазинах ничего не было, это во многом было верно. В стране реализовывалась Продовольственная программа, существовала система талонов на ряд продуктов питания, например такие, как мясо (колбаса) и сливочное масло. Именно на школьные походы и слёты в рамках государственной программы централизованно выделялись продукты, прежде всего консервы – тушёнка, сгущёнка, паштеты всякие венгерские (Глобус), про которые обычные покупатели в магазинах даже и не слышали, они до провинции, типа Челябинска, не доходили. Сокращение туристской школьной активности началось в конце восьмидесятых годов, ещё при Союзе. Кажется, серьёзной проблемой стало активное распространение клещей. По современным требованиям, говорят, воду даже из родников запрещено пить, надо с собой бутилированную таскать, а вот в наше время листья были, явно, зеленее, и та же самая вода гора-а-аздо мокрее…
На сегодня хорош, когда-нибудь к этой теме ещё обязательно вернусь. В заключение поставлю, у нас тут всё-таки ориентирование, для сравнения, фрагмент современной карты той же местности.