У меня такое первый раз: ещё из дома не выехал, а статья уже почти готова. В голове где-то . Общие тезисы сформулированы, план примерный составлен. Осталась мелочёвка, чисто формальность — пробежать дистанцию и изложить всё на бумаге.

Заявка
Саша Варанкин звонит: что такое, два часа до окончания регистрации, а тебя в протоколе нет?! Без тебя гоняться неинтересно! Я, говорю, в субботу не приеду, так как не люблю маркировку по сетке, это слишком просто, искусственно и неинтересно. А в воскресенье, на заданку, планирую. Места будут. Игорь Галкин как-то жаловался, что часто народ заявляется, а не приходит. Мол, принтер перегружаешь, карты печатаешь, а в итоге куча свободных остаётся. Так что я как подарок — выручаю организаторов, используя незадействованный недисциплинированными участниками ресурс. Ни разу ещё меня не прокатывали, всегда карты свободные находились. Всё-таки включил компьютер, зашёл на сайт, успел заявиться на воскресенье.

Фотография
Утром в субботу, перед самым выездом в город, с утра, просматривая компьютер, просто так, для интереса, открыл стартовый протокол, – и обалдел. Ну-ка, ну-ка, буквально вчера, перебирая какие-то бумаги, наткнулся на фотографию, прибрал её в папку с материалами для возможных статей. Вот она. Первенство города Челябинска, июнь 1986 года. Сколько, получается, лет прошло? Почти тридцать семь! Первый день, кросс пять километров, стадион Калибр. Лёша Микушин, Филипп Епифанов, Женя Севастьянов, Андрей Калинин, я по другую сторону объектива. Андрей, отслужив во флоте, в ориентирование больше не вернулся, сейчас живёт в другом городе и даже регионе, но три человека – вот они, в стартовом протоколе. Я должен быть сегодня с ними! Сфотографироваться можно, два снимка рядом поставить. Сильно мы изменились, или не очень? Да это же готовая статья, раскрутить можно эту тему неплохо! Где там мои лыжи?! Три минуты на сборы. Покидал чего-то в сумку, и вперёд. Главное – планшет и чип не забыть. Детей по занятиям развёз – и на базу ЧТЗ. Приехал не за пятнадцать минут до старта, как обычно, а почти за час. Ждать долго пришлось, непривычно. И на лыжах в лес покататься не пойдёшь, скажут – район изучаешь, капэ ищешь.

Погода
Не помню точно, как там было в том анекдоте, но что-то типа такого. Квартира у вас хорошая, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны расположена городская свалка, с другой – химический завод, с третьей – автострада… Какие плюсы? Вы в любой момент, не выглядывая в окно, сможете определить, с какой стороны дует ветер. Так и здесь. Вроде как мороз и солнце, день чудесный! Тем более, что мороз не очень сильный. Вчера в интернете где-то проскакивало – на эти выходные НМУ (Неблагоприятные Метеорологические Условия) по Челябинску и Магнитогорску. А нам не привыкать! Когда они у нас бывают благоприятные, когда ветром сильным сносит эту гарь куда-нибудь в сторону боле-менее быстро? Но одно дело – читать про это, и даже вдыхать. Но посмотреть со стороны на этот самый воздух тоже иногда бывает интересно. Когда в этом находишься постоянно, то почти не замечаешь, но в городе оба дня, реально, чувствовался духан, в парке было боле-менее хорошо. Кстати — тогда, в восемьдесят шестом году, я, как житель Сосновского района, на первенстве города Челябинска выступал бы в/к — вне конкурса (народное название – вне конкуренции) и грамоту за призовое место получить не мог. С Мишой Давыдовым, помнится, проблема эта тогда поднималась на уровне федерации. Он учится в Челябинском ВУЗе, но прописка – посёлок Октябрьский, а это Копейск. Очки команде не приносит, в эстафете бежать не может.

Песни
Я по жизни всегда что-нибудь напеваю. Про себя, почти незаметно для других. Люблю советские марши. Какая мощь, какая сила! Так и хочется расправить плечи, выкатить грудь и идти куда-нибудь вперёд. С утра пришла такая.
Звенела атака, и пули свистели, и дробно строчил пулемёт.
И девушка наша проходит в шинели, горячей Каховкой идёт.
Под солнцем горячим, под ночью слепою немало пришлось нам пройти.
Мы — мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!
Мы — мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!!!
Уже на дистанции, расплетая все эти Да-Нет (почему-то, наверное, чисто психологически, сложно было тыкать чипом в Нет — как нет, он же есть, вот он!) пришла песня Тимура Шаова из альбома «Верните, твари, оптимизм!» О судьбе интеллигенции.
Не по лжи я жил – как следует. Был горой за них всегда.
И на каждом референдуме отвечал «Да! Да! Нет! Да!».
Где ж вы, бедные иллюзии? Либеральные мои.
Так реформами контузило, что нет напора для струи.
Ты глянь, как они за Родину радели, перестроили бардак в бордель.
И совсем, бедняги, похудели, но без буквы Пэ и буквы Дэ.
Похудели, похудели, похудели, но без буквы Пэ и буквы Дэ!
Самое забавное, что, как я обнаружил уже дома, изучая карту, слоган Да-Да-Нет-Да, который нам вдолбили в подкорку перед референдумом 1993 года, в поддержку политики президента Ельцина, в данном случае прекрасно ложился на первые четыре капэ. Интересно, Игорь Фёдорович специально так сделал, что бы ветеранам жизнь облегчить? J Далее следовало Нет-Нет-Да-Да.

Дистанция
А народ наш, с фотографии, не весь собрался! Филиппа не было. Мне достался его номер. А вот если бы я заявился заранее, то он, наверняка, приехал бы. J
Паренёк с номером навстречу рулит. Отметиться забыл, карту выронил? Что ещё может случиться? Спрашиваю: а это что за встречный бег? Иду, говорит, народу помогать! Ну да, там, со срезки, много новичков движется, для кого-нибудь наверняка помощь товарища актуальна. Соревнования – лучшая тренировка.

Один из встречных отдыхающих изображает на лице гамму эмоций, от радостного удивления до восторга. Макс Столяров! Человек на лыжах покататься в парк вышел. А почему не с нами, не на дистанции? Формат отдыха другой, этого ему уже, видимо, не надо. Но всё равно было очень приятно увидеть, поздороваться. Интересная встреча! Уже дома залез в архив, уточнил. Он тогда, в восемьдесят шестом году, тоже на первенстве города выступал. Одиннадцатый на стадионе, пятый во второй день, чемпион в эстафете. Дети гонялись отдельно, а взрослых не полтора десятка было, как сегодня, а под сотню. Я, например, занял во второй день, на Кошкуле, всего-навсего семьдесят четвёртое место, при этом был далеко не последним.
Данил Варанкин удивил, уже после финиша. Мол, сколько у вас штрафа? Какой, говорю, штраф может быть на сетке?! Если уж совсем её заплести в густой лабиринт, начать туда-сюда мотать, что бы у участников крыша начинала ехать… Но сегодня такого, кажется, не наблюдалось. Он тоже вроде как по нулям пробежал, молодец. Хотя, говорит, ехал медленно, всё вычитывал.

Во второй день судья закрепляет GPS-трекеры на спины некоторых участников. Мне-то он, говорю, зачем? Надо давать тем, кто может заблудиться, потеряться, сгинуть в лесу, что бы потом проще было найти их тела! Дамир: мы таких не знаем. В перспективе, может быть, дойдём и до этого, а сейчас нам интересно отследить в динамике ваши пути.
Какой-то мужик, ветеран, лыжник, по приколу решил прокатиться по нашей дистанции, поориентироваться в родном парке. Ему пытаются объяснить, что надо делать в стартовом коридоре и в лесу, снаряжают. Зорин: этому планшету лет сорок пять! Я: а вашим лыжам, Александр Дмитриевич, сколько, наверняка ведь не меньше! Он: да, наверное, сорок три года они у меня, до этого ещё какое-то время у сборников.

Результаты
Главный результат в нашем возрасте – здоровый дух и хорошее настроение, но всё-таки соревнования – есть соревнования. Двадцать первая группа обогнала ветеранов полным составом, так что у нас разборки получились свои, локальные, местного значения. Но, тем не менее, бодачка получилась серьёзная, интрига сохранялась до конца. Четыре человека в пределах двух минут – это интересно. При том, что стартовали тоже компактно, один за другим. Крейсерская скорость на лыжне получилась примерно одинаковая, решало всё ориентирование. Лёша Микушин в первый день устроил гонку, накатил всем прилично, но получил штраф, в результате проиграл, стал третьим. Победитель первого дня, Саша Варанкин, во второй совершил с выбором варианта одну серьёзную ошибку– вообще вылетел из призов. Мне удалось сохранить какой-никакой баланс, оба дня стал вторым. Проиграл победителю соответственно семнадцать и двадцать две секунды.
Фотографии
С чего я там статью начинал? Фотографии старые достал из архива. Почти сорок лет прошло, по меркам человеческой жизни немало, можно назвать их историческими. Судья на старте подкалывает: что, ветераны, пузо мешает наклониться, крепление застегнуть?! Да не такое уж оно и пузо! Кажется, правильнее сказать, что не пузо отъели, а харю. Вот, посмотрите, убедитесь. Привожу две пары фото. Берданосова и Зорина здесь не увидите, их сравнивать неинтересно, они какими тогда были, такими и теперь остались. Я, наверное, тоже, волосами вот только немножко оброс, а основной показатель, вес, остался на прежнем уровне.
Организация
В том самом восемьдесят шестом году чемпионат города был массовым мероприятием, которое занимало двое выходных, проходило в четыре тура. Первый – лыжная гонка, очки получали первые тридцать человек, второй – маркировка, сорок человек, третий – заданка, пятьдесят человек, четвёртый – эстафета. По сумме очков трёх первых дней определялись места личные, по сумме четырёх – командные. Гонялись тогда где угодно, использовались районы от Златоуста до Кыштыма. По современному положению можно проводить только на территории города. Вот и приходится топтаться на относительно небольшом полигоне. Перед Игорем Фёдоровичем задача сложная. Надо каждый год придумывать что-то новенькое, что бы было интересно, что бы участники не скучали. В-общем-то это ему удаётся. Принцип товарища Огурцова «Бабу Ягу воспитаем в собственном коллективе» сработал хорошо, команда судей из воспитанников отработала как надо. Человек пятнадцать было задействовано, если не больше, ресурс немаленький. Хочется поблагодарить вас, ребята и девчата, за эту рутинную, черновую, не всегда заметную, но очень важную работу. Мне в молодости пару раз довелось вот так же вот сопли морозить, единственное утешение – мысль о том, что это надо, просто на этот раз моя очередь. С погодой боле-менее повезло, не было морозяки и ветрюгана. Вот если бы в комплекте с судейскими жилетками выдавали бы ещё пуховики и валенки… J