Читаю на сайте: «… скончался Чернецов Георгий Павлович…». Горько на душе. Ушёл хороший, светлый человек, с которым очень многое связано по жизни. Было связано когда-то . В последние годы, лет десять, мало общались. Здоровались на соревнованиях с удовольствием, даже какие-то темы обсуждали, бывало, что и подолгу, но так, в общем. А вот когда-то , в девяностых… Сразу мысль: написать бы статью, в память, как делаю иногда, а не получается. Не понимаю, как. Не складывается. Но ничего, может быть, получится когда-нибудь , толчок нужен.

Восьмого сентября, как раз в день похорон, прихожу с работы домой, а в кабинете – завал. Старший сын притащил и разобрал одну из немногих оставшихся коробок, которая лежала в подвале почти десять лет, после переезда из квартиры. Сколько всего интересного!.. Перемотанные скотчем коробки от сувенирных пряников с фотоплёнками, большой пакет с чёрно-белыми фотографиями, несколько магнитофонных пятисотметровых бобин, распечатанные со слайдов цветные фотографии, коробка с диафильмами, с десяток каких-то тряпочек со значками… Такая тряпочка называется вымпел. Это сейчас магнитики лепят на холодильник, а до их изобретения, это всего-то лет пятнадцать, были вот такие значки, их собирали в альбомах специальных, а самые интересные на таких вот вымпелах на стене висели, булавочкой к обоям пришпиленные (вспоминал неоднократно, думал, куда могли подеваться, а вот они где). На самом виду лежит ТэТээСовский вымпел с весёлым человечком на вершине горы. Получил его на приюте Таганай на самом первом Забеге за облака. Как только увидел – подумал, что этот человечек очень похож на Гошу Чернецова. Думаю так и сейчас. Вот скажите, почему именно в этот день, а за десять лет их много было, Тихону вздумалось именно эту коробку притащить и раздербанить?! Со значков и начну.
Майская поляна восемьдесят шестого года, гора Моховая. Палаточный лагерь на правом берегу Чёрной речки. Это где два озера нарисованы, следы золотодобычи. Я по карте посёлка Дачный выиграл первый день, группу Бэ. Раз в пятый подхожу к стенду с протоколами – полюбоваться. Слышу за спиной, совсем рядом: а где его палатка, надо найти, значки приобрести! Ага, думаю, надо держаться вот этого человека, он приведёт меня в нужное место. Привёл! Слева эти три значка, до кучи ещё несколько рядом разместил, что бы место на фотографии не пустовало (статью написать бы когда-нибудь на эту тему!). Так я впервые зафиксировал для себя Георгия. В Златоусте-то филиала спортшколы не было, к ДСО Труд и Обкому машиностроения они отношения не имели, поэтому никого оттуда и не знал. По фамилии слышал только про Володю Сукачёва, как автора новой цветной карты Уржумки. Через год, на Майской Поляне, проходящей в начале июня, параллельно Первенству города Челябинска (в Златоусте снег на первое мая сходить не каждый год успевает), на другой Чёрной речке, около станции Таганай, впервые с Георгием о чём-то удалось поговорить, познакомиться.

Настоящее знакомство, с плотным общением, состоялось в сентябре девяносто первого года, на самом первом Забеге за облака. Тогда, в первый раз, бежали через Откликной до приюта, а после ночёвки, наутро – до вершины Круглицы (привет всяким современным вертикальным километрам), результат – по сумме времени. Машина с рюкзаками до приюта не добралась, застряла где-то в районе Писанного камня, поэтому участникам, тёпленьким, уставшим, пришлось после небольшого отдыха в тёплом доме выдвигаться за своими вещами налегке, в том, в чём они вышли на старт. Как раз с Георгием и Маратом Сарваровым я это дело и исполнил. Порылся тут в архиве, а у меня, оказывается, много и фотографий, и даже слайдов с того старта имеется. И записей магнитофонных с ночными песнями и разговорами. Именно тогда познакомился с Женей Герфановым и Женей Банниковым, песни-то их слышал задолго до этого.

Февраль девяносто второго года, самая первая Лыжня за облака. Вскарабкались от Тесьмы, двигаемся по западному склону Таганая. Где-то справа Откликной гребень. Лыжня мягкая, уходит из-под ног. Снегоход для подготовки не использовался, топтали традиционно, что бы была основа и под палки, просто в четыре следа. Как заявил Женя Герфанов – у нас не лыжная гонка, у нас лыжный кросс. В призёрах пока идём. Где-то впереди, хочется надеяться, что не очень далеко, всего один участник – Леонов, альпинист из Коркино. Долго едем, бодаемся на равных. У Гоши лыжи скользят немного получше. Вроде убегу метров на двадцать, а где чуть под горку – он накатывает, подтягивается. Иногда через плечо перебрасываемся о чём-то короткими фразами. Лыжню не просит уступить, видит, что в данной ситуации я посильнее, понимает, что при первой возможности убегу. Ну вот наконец-то повернули направо, в гору, пошёл крутяк на перевал к Откликному. Здесь мне, напрягая все силы и используя не совсем традиционную лыжную технику, наконец-то удалось уйти от него в уверенный отрыв.

Какие интересы у меня могут быть в Златоусте? Первый, КаэСПэшный, в самом городе – без проблем. Песни под гитару попеть после очередного концерта, организованного Юрием Зыковым, зависаем толпой на какой-нибудь квартире или Станции Юных Туристов. Второй, основной – северное направление, Таганай. Здесь я самодостаточен. На связке Вокзал – Киалимский кордон – Миасс, с вариантами на Магнитку, Юрму, Карабаш и Тыелгу мне никто не нужен. Есть Приют Таганай, есть лесник на Киалиме, есть Метеостанция Таганай-гора. Хоть днём, хоть ночью, хоть летом, хоть зимой – без проблем. Третий интерес – юго-запад, Уреньга. Стал актуальным и даже просто физически возможным после основания рядом с вершиной Второй сопки приюта Уреньга (фирма Таганай-Турист-Сервис и её роль в моей жизни – история отдельная). Здесь всё намного сложнее. Связка Златоуст – Уреньга – Зюраткуль – Сатка очень растянута и непредсказуема. И в смысле наличия дороги (лыжни), и в смысле найти её, не заблудиться, и в смысле время рассчитать на столь протяжённом маршруте. Приеду из Челябинска вечерней электричкой – где до утра перекантоваться, чтобы стартовать со сранья? А если оттуда опоздаю? Или приду заранее, с запасом, за несколько часов до электрички? К Георгию с Ольгой! Чайку попить, поужинать, в душе помыться, переночевать — всяко бывало… Без всяких предварительных созвонов, договорённостей. Попаду – не попаду. Кажется, попадал практически всегда.

По дороге с Зюраткуля, чтобы переждать время до электрички, заскакиваю как-то , в очередной раз, подхожу к подъезду, а навстречу выходит Сергей Соколов. Тот самый, в память о котором называется сейчас марафон Лыжня за облака. Я про него первый раз услышал, прочитав в книге про события на Памире 1972 года, когда на вершине пика Ленина погибла женская команда Эльвиры Шатаевой. Для меня это человек-легенда. Из какого-то другого, параллельного мира. Вот он, рядом, можно подойти, пообщаться, но о чём? За многие годы ни разу, кажется, с ним словом не перекинулся. Здесь кивнули друг другу, дежурно поздоровались, визуально-то знакомы, по Альптрассам и Лыжне за облака. У Гоши, от которого он только что вышел, вся прихожая заставлена красными лыжами Мадчус (что за фирма такая, первый раз слышу!). Видимо, партия для Златоуста. Андрей Васильевич писал в какой-то из своих статей про эту историю. Фирма на Энгельса тоже вся ими заcтавлена была. Экзотика – на каждой паре указан вес и рост клиента. До сих пор удивляюсь, куда эта партия рассосалась. Почему-то почти не видел их в действии, на лыжне, на соревнованиях. У лыж ведь есть некий срок службы, обычно довольно-таки немаленький. Это, правда, был как раз тот период в несколько лет, когда я в соревнованиях по ориентированию не участвовал, мог просто этого не заметить.

10 марта 2002 года. Финишная поляна Лыжни за облака. Народ уже почти весь разошёлся, я тоже собираюсь на электричку, подхожу поблагодарить и попрощаться. Георгий: мы на следующий год проведём соревнования на Уральском хребте, с размещением в Сказке. Я: нельзя такого делать, это же совсем другой старт получится, нарушение всех традиций! Он: ты посмотри на судей, жалко их. Холодно, а погреться-то здесь негде… На другой год марафон не состоялся из-за мощного снегопада, меня не было, в большую экспедицию уезжал на Кавказ, в пещеры. Вот слайд ещё со следующего старта. Слева, у самого обреза – Гоша. Все участники тут, меня не хватает, встану в шеренгу через двадцать секунд. 13 марта 2004 года, Лыжня за облака. Фотография Ольги, которую использовал в статье Памяти друзей, оттуда же. Два круга по двадцать пять километров. Девятнадцать в гору, три с горы, остальное – плавно вверх-вниз, в районе Семибратки. К северу от Александровской сопки ненадолго туда-сюда пересекаем водораздел, условную границу между Европой и Азией. Наверное, это один из стандартных Златоустовских лыжных кругов. Обалденная трасса, погода – супер. Помню всё отлично, в деталях, как будто вчера бежал! На первом пункте питания альпинист Витя Рогожников, на втором, около садов – Лёня Симашёв. Из трёх десятков участников я был, кажется, единственным не лыжником. Как со старта все вперёд усвистали, так больше за всё время ни одного человека и не видел. Обогнал только группу альпинистов, человек пять, во главе с Сашей Ковалёвым, которая, для сохранения традиции, проехала один круг. Пятьдесят километров, почти всё в гору – это очень много. К финишу так вымотался, что-то ли по приколу, то ли в знак протеста, решил не пользоваться ни попутным, ни общественным транспортом, а, что бы уж совсем сдохнуть, преодолел весь путь до вокзала, а это около десяти километров, два часа ходу, пешком. На следующий год вернули Лыжню за облака на Таганай, со стартом на берегу речки Тесьма, чуть ниже плотины, и всё встало на свои места.

Заскакиваю как-то , в очередной раз, в гости, а Ольга говорит: он в Германию уехал на несколько месяцев на учёбу, по экологическому направлению. От России, из разных регионов, пятнадцать человек. До этого в Сочи обучался. Звонил вот только что, в Париж на днях съездили, на экскурсию. Благодаря этой учёбе, видимо, нужна была соответствующая квалификация руководителя, на следующий год в городе был создан Златоустовский межрайонный Государственный комитет по охране окружающей среды. Работали по территории горнозаводской зоны Челябинской области, от Златоуста до Аши. Через несколько лет, после прихода нового Президента страны, комитет был ликвидирован. Игры в экологию, тем более, с подготовленными где-то за границей специалистами, мешают нормальному развитию страны. Энергия неординарного человека требовала другого выхода. Через год, по инициативе Георгия, в городе был создан филиал Челябинского Института Физкультуры – УралГУФКа. С его ректором, Куликовым Леонидом Михайловичем, они были давними друзьями. Вместе когда-то учились в институте, выступали за одну спортивную команду, на лыжах бегали. Филиал просуществовал более десяти лет.

В очередной раз заскакиваю, а Ольга с Георгием собираются в гости — слайды смотреть. Ты, мол, с нами, есть время? Да конечно, прямо оттуда на электричку и свинчу! Не помню, к кому конкретно мы ходили, но помню, какое впечатление на меня произвели слайды, отснятые Лёней Симашёвым. Которого там почему-то не было. Вроде, казалось бы, обычный, банальный сюжет, а как подано!.. Пытался потом неоднократно одну из его идей реализовать для себя, но безуспешно. В таком деле мало знать теорию и владеть техникой, тут нужен Взгляд, Интуиция, Дар и много ещё чего, чего словами не объяснишь. Немножко скорректировать, конечно, можно, в результате многолетнего упорного обучения, но в целом оно у тебя или есть, или нет. У Лёни есть. Вообще, ориентировщики города Златоуста в моём восприятии – крепкие дружные семьи, коллектив единомышленников. Симашёвы, Казаковы, Ивановы… Георгий был, наверное, одним из основных организаторов, инициаторов и координаторов.

Ноябрь двадцатого года. Пишу вторую статью Памяти друзей. Нужна информация по Златоусту. К кому обратиться? Конечно, к Георгию! Он не только что-то рассказал по телефону, но и выслал на почту пару файлов с уже готовыми текстами. Про то, как появилось и развивалось ориентирования в городе, про людей, которые этим делом занимались, с какими проблемами столкнулись и с предложениями, как эти проблемы можно попытаться решить. В последние годы можно было видеть его в окружении учеников, молодёжь тренировал. С одной стороны — был слишком мягким. Такой чемпионов не наштампует. Им бы, говорит, пенделя хорошего вставить, а он сюсюкается, мороженки покупает… Бывало, что из своих денег стартовые взносы оплачивал. С другой стороны – может быть, таким и должен быть настоящий детский тренер? Натуру не переделаешь. Он другим быть и не мог. Кроме того, что вовлёк множество народа в наш вид спорта, заложил фундамент в развитие ряда личностей, некоторые девчонки сумели показать неплохие результаты.

Для полноты и объективности картины решил обратиться к людям, которые общались и работали с Георгием Палычем на протяжении многих лет. Автором следующего текста является Владимир Сукачёв.
Будучи депутатом городского Совета, Георгий Чернецов в 1992 году был назначен на должность начальника Златоустовского зонального комитета по экологии и природопользованию. Лаборатория занималась контролем выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты на территории горнозаводской зоны Челябинской области, от Златоуста до Аши. С Администрацией города взаимодействовали через Златоустовский экологический фонд. В Германии обучался в течении десяти месяцев, с октября 1995 по август 1996. В сентябре 1997 года комитет преобразован в Златоустовский межрайонный Государственный комитет по охране окружающей среды. В октябре 2000 года комитет был ликвидирован.
Георгий как спортсмен, бывший лыжник и на протяжении сорока лет прежде всего ориентировщик, привлекал людей в к занятию спортивным ориентированием благодаря способностью душевно общаться с любым человеком, независимо от возраста. Имея три высших образования — техническое, спортивное, педагогическое и незаконченное экологическое (после учебы в Германии необходимо было еще год обучаться в Москве на платной основе), был очень эрудированным человеком. Организаторские способности в полной мере использовал при проведении спортивных мероприятий. На протяжении многих лет был главным судьей соревнований в Златоусте по спортивному ориентированию и марафонских дистанциях в национальном парке «Таганай» — Лыжня за облака и Забег за облака. Был своим человеком в спортивных кругах: в составе областной федерации спортивного ориентирования, руководителем филиала в Златоусте УралГУФК и постоянно общался с председателем городского комитета по физкультуре и спорту. В администрации города высоко ценили мнение Чернецова по проблемным вопросам экологии — как председателя Общественного совета по экологии (2010 – 2020 гг.), хотя он в эти годы работал на спортивном поприще.

P.S. 25 февраля 2023 года, марафон «Лыжня за облака» памяти выдающегося альпиниста Сергея Соколова. Саша Казаков подходит: после финиша найди меня, забери фотографии, Гоша для тебя передал, ещё летом, полгода уже в машине в бардачке катаются…