Маститые фотографы советовали обратить внимание на задний фон, дескать на фоне арены «Фишт» не все ракурсы хороши, в кадр попадают слишком много прохожих. Есть традиционные места для фотографирования с олимпийской символикой, а вот если поехать в горный кластр, то удачных кадров будет больше…
Фотографируют в наше время практически все. Чтобы получилось интересно, нужно знать некоторые тонкости, правила, особенно если это касается спортивных мероприятий. Фотосъёмка на соревнованиях по ориентированию – тема сегодняшней беседы с Юрием Валентиновичем Драковым.
Дамир Рахманкулов: Ваш стаж фотографа-любителя более 50-ти лет. Одно из основных направлений – съёмка соревнований.
Юрий Валентинович: приходилось снимать на чемпионатах, кубках и первенствах мира, СССР и России. Регулярно на крупных соревнованиях организуем фотоэкспозиции по истории ориентирования.
Д.Р.: в 2013 г. отечественному ориентированию исполнилось 50 лет. Какие фотографии нашего вида спорта наиболее востребованы в связи с юбилеем?
Ю.В.: как правило это крупные планы, портреты спортсменов, тренеров, судей, картографов. Это закономерно, ведь историю делают люди.
Д.Р.: Вы прошли путь от камеры ФК-13х18 и «Смены-2» до современной аппаратуры. Согласитесь, что сейчас снимать легче и проще.
Ю.В.: согласен. Но если говорить по большому счёту, чувство кадра, как музыкальный слух, есть не у каждого.
Д.Р.: фотосъёмка на стартах при серьёзном подходе требует определённой системы и подготовки?
Ю.В.: да, используя весь объём информации до старта надо спланировать и записать цели, места, время и объекты съёмки. В процессе появится много дополнительных моментов. Это хорошо, но выполнение плана нужно отслеживать.
Д.Р.: могли бы Вы дать ряд конкретных рекомендация для съёмки?
Ю.В.: конечно, не смотря на то, что некоторые специалисты могут посчитать слишком элементарными.
Д.Р.: давайте рискнём, ведь это рекомендации для всех, каждый может взять то что нужно.
Ю.В.: наиболее оптимальное направление съёмки в яркий солнечный день – по свету (солнце за спиной), отклонение ±45°. Это надо учитывать при выборе точки съёмки. В свою очередь, организаторы и служба дистанции должны обратить на это внимание при расположении и ориентации старта, финиша и видео-КП (в своё время по нашему предложению в приложение к Правилам соревнований по ориентированию были введены такие рекомендации). Если у организаторов возникнут при этом сложности, то решить их можно при помощи маркировки.
Д.Р.: что можно рекомендовать при съёмке на старте, ведь там сочетается точное появление участника по времени и момент относительной стабильности позы.
Ю.В.: в условиях моей ограниченной подвижности я выбирал точку съёмки старта не только по свету, но и таким образом, чтобы, меняя фокусное расстояние оптики, снимать с этой точки и общий вид старта и крупный план интересующего меня спортсмена. Наиболее удачный вариант – крупный план в момент, когда участник поднимает глаза от карты и смотрит вперёд, на местность. Если карты до старта не выдают, то информативен снимок в рост буквально за несколько секунд до сигнала «марш». Часто такой снимок отображает не только состояние спортсмена, но и его характер. Можно отразить широкий возрастной диапазон ориентирования, когда в соседних коридорах ветеран и новичок из М12. Панорамный снимок старта, большое количество участников подчёркивают массовость соревнований. Часто снимают и начало движение со старта, но здесь нужно уловить интересную фазу бега, динамичную. Сложнее, если стартуют одновременно несколько человек. Вариантов много и дело это творческое.
Д.Р.: что бы Вы рекомендовали при съёмке на КП?
Ю.В.: варианты различны. Например, «через призму», где на переднем плане призма, на неё сзади набегает участник. Надо так задиафрагмировать объектив, чтобы и призма и спортсмен были резкими (проверьте по глубине резкости). С одной стороны, изображение спортсмена должно быть достаточно крупным, с другой, ещё не началось торможение у призмы. Другой вариант – съёмка в направлении 90 ° от движения спортсмена. Слева призма, справа спортсмен, и достаточно крупно.
Д.Р.: какие приёмы можно применять при съёмке бегущего спортсмена?
Ю.В.: во-первых, лучше снять открытую фазу бега, когда корпус спортсмена развёрнут в направлении съёмки. Во-вторых, если спортсмен бежит на камеру, нежелателен вариант, когда после толчка идёт мах голени назад и, нога видна только до колена. Этот вариант называется «без ноги». К сожалению, даже в приличных журналах на одном снимке можно увидеть сразу несколько человек «без ноги». Эти вопросы можно успешно решить, особенно если Ваша камера имеет режим непрерывного фокусирования и позволяет снять подряд несколько кадров, а затем выбрать лучший по фазе.
Д.Р.: довольно динамичное зрелище – старт первого этапа в эстафете.
Ю.В.: наиболее благоприятные условия съёмки такого старта, если он на открытом участке. А если есть ещё и высокая точка съёмки, какое сочетание – подарок от организаторов. Можно также подчеркнуть динамичность старта съёмкой под углом 90° от направления движения участников, или даже части стартующих.
Д.Р.: Вы любите и умеете снимать крупные планы, портреты.
Ю.В.: кроме старта крупный план интересен и сразу после финиша, и это не только следы бега, но и состояние человека (он ещё там на дистанции). При съёмке крупным планом надо полностью открыть диафрагму, это обеспечит минимальную глубину резкости, размоет фон и даст мягкое изображение лица. Из многих портретов наиболее удачны те, которые я называю «начало улыбки». Очень существенная часть портрета – глаза, зеркало души.
Д.Р.: чем интересна съёмка на видео-КП?
Ю.В.: во-первых, это наиболее простой вариант съёмки на КП. Во-вторых, интересно сочетание спортсменов и зрителей. В-третьих, можно рассчитать и снять здесь именно тех спортсменов, которые нужны.
Д.Р.: на что ещё Вы бы рекомендовали обратить внимание?
Ю.В.: интересны контакты тренеров с ориентировщиками, особенно младших групп, непосредственно перед стартом. Может представиться случай подчеркнуть семейные традиции. Не надо забывать о работе судей, в том числе за компьютером или микрофоном, о крупных планах членов ГСК. А оживленный обмен мнениями после дистанции! Есть очень эмоциональные ребята. Можно отразить специфику района – КП на скалах, лагерь на берегу озера, подчеркнуть красоту времени года, особенно осени.
Д.Р.: и наконец, несколько слов о награждении.
Ю.В.: это последний шанс выполнить план, если кого-то не успели, не смогли снять. Тот же принцип выбора точки съёмки, как и на старте (от панорамы до крупного плана). Награждение – хорошее время и место снять реакцию зрителей. Традиционно после награждения каждой группы организуется пауза для съёмки победителей. Чтобы иметь полную информацию по победителям, параллельно съёмке веду запись награждения на диктофон.
Д.Р.: спасибо, Юрий Валентинович за содержательную беседу.
Ю.В.: буду рад, если мои советы помогут кому-то соединить два замечательных дела – спортивное ориентирование и фотографию.
P.s.: первые рекомендации по фотосъёмке ориентирования подготовил А. Колесников (один из первых СВК (1967 г.)) в журнале «Турист» за 1971 г. в статье «В объективе – лесные скороходы».
В статье использованы фотографии Ю.В. Дракова, И. Карлышева, Д. Рахманкулова