Так уж сложилось, что пока Москва мерзла, мокла и сыпала желтыми листьями, я оказалась в Крыму, недалеко от Алушты, чтобы заценить, что же такое велосипедная многодневка, и каково катать по горам.
Но…. Тут никак без предыстории!
Ровно год назад со мной случилась страшная, просто ужасная вещь – мне пришлось проехать км так 30-40 на велосипеде. Это был велоэтап мультигонки, и я до сих пор вспоминаю его с ужасом. Дело в том, что до того момента за всю свою жизнь я проехала на велосипеде едва ли больше 200 км. Да у меня и велосипеда-то своего никогда не было. В общем, те часы мультигонки (рельеф и грязь присутствовали) дались мне с невероятным трудом. Я ныла, падала, страдала, под конец еще и сломала петух (тогда я даже не знала, что я сломала и как оно называется), а вечером 100 метров от машины до дома из-за дикой боли в ногах были пройдены исключительно на морально-волевых. Тогда это сильно задело меня, и я решила, что уж в следующем-то году обязательно обзаведусь велосипедом и хоть немного научусь на нем ездить.
(та самая мультигонка)
Кто ж знал, что весной 2013 на первом в сезоне старте по ориентированию в Геленджике, я упаду и сильно ударюсь коленкой об камень. Итог – жидкость в суставе. С подобным я уже сталкивалась и знала, что потребуется несколько недель, пока колено можно будет полноценно использовать.
Боль в коленке не давала бегать, а часто и ходить было малоприятно. Полтора месяца без физических нагрузок вогнали меня в тоску и уныние. Май оказался поворотным моментом – я наконец села на велосипед.
Каталась я поистине хреново! К тому же я сразу начала катать в контактах. Да что тут говорить – мои ноги выглядели так:
Через пару недель я все-таки освоила мастерство езды с этими ужасными приспособлениями, проехала несколько дистанций велоориентирования, и не спеша обкатывала окрестности. При нагрузке коленка начинала ныть, поэтому я береглась как могла.
Велосипед все лето реально доводил меня до слез! Я регулярно падала в грязь, на камни, ударялась всеми частями тела, чудные синяки не давали носить платья и шорты. Это было так больно, а главное – почему-то очень, очень обидно. Чертовы железки не слушались меня, также как и мое тело. Несколько раз за лето, после какого-нибудь очередного глупого и эпичного падения, я тупо садилась посреди тропы и знатно выла, уткнувшись шлемом в коленки. Я регулярно завидовала маленьким детям, которых видела в парке – многие из них явно обращались с байком круче меня и им не стыдно реветь, когда они падают.
Не смотря на мои многочисленные проблемы с равновесием у рулежкой, я все равно кайфовала от байка. Я оценила, насколько это затягивающая штука – велосипед. Сразу вспомнилась история друга, который, будучи прожжённым сноубордистом, избегал вставать на вейкборд, потому что знал – ведь придется вникать, точно затянет, понравится, потребует времени и сил, жизнь никогда не будет прежней и все такое. Может именно поэтому у меня раньше и не было байка?..
Ближе к осени ноги окончательно пришли в себя, а просто бегать уже почти не хотелось… Ну, то есть хотелось, но велосипед манил куда-больше. Да и набранная за зиму спортивная форма была потеряна, беговой сезон упущен. При этом хотелось научиться уже входить нормально в повороты, не ссать на спусках, переезжать препятствия…
(Битцевский веломарафон, 5.08.13)
Наверное, это штука, которую я про себя называю спортивным подходом. Что-то вроде «занимаешься какой-то физической активностью – занимайся ей как настоящий спортсмен». Выкладывайся как на тренировке, вникай, учись. Ничего не могу с собой поделать – приходя на каток с друзьями, начинаю мотать круги в хорошем темпе, пока не замечаю, что, пока все общаются и отдыхают, я веду себя как на тренировке. Так же происходит и когда летом беру ролики на прокат, когда прихожу в бассейн, так бывало со мной на скалодроме… Да даже когда на сноуборде катаюсь. Поэтому на велосипед я садилась регулярно, а через какое-то время захотелось погонять в толпе, поэтому со мной приключились 2 веломарафона (Битцевский и Деминский), а потом и несколько стартов кросс-кантри.
(Blagikhracingcup, сентябрь 2013)
А потом случился он – «Крымский зачет», хотя честное слово, для меня это был прямо какой-то «Крымский экзамен».
Ну и наконец про Крым!
Точнее про многодневный mtb-марафон «Крымский зачет 2013».
Мы прилетели за день до старта, послушали рассказы ребят про незаезжаемые градиенты на первом этапе, и погнали смотреть начало трассы второго дня. Ну тут я окончательно напугалась и поняла, что примерно мне предстоит. Несомненный кайф вызывала отличная погода и шикарные виды.
(11.10.13, за день до старта)
Учитывая все описанное выше, я подозревала, что будет тяжело и все такое. Вот это фото прекрасно иллюстрирует эмоции, испытанные при изучении профилей этапов.
Иииии понеслась! День первый.
Расстояние — 73 км.
Набор высоты — 2150 метров.
Наивысшая точка – 875 метров.
Ооо, как же все поломили со старта! Первые км я откровенно умирала и ехала, опустив голову, подозревая, что скоро народ начнут притормаживать. Так оно и вышло - с ровной дороги мы свернули на подъем и я наконец начала добирать хоть каких-то девочек, чему была очень рада. Особенно красиво смотрелся снизу тот самый первый незаезжаемый торчок – длинная цепочка медленно шагающих в гору людей, катящих в гору байки.
(первые километры первого дня)
Первый день откровенно лажал с разметкой – мне очень повезло, когда на спуске я увидела едущих навстречу людей. Оказалось, нужно было под острым углом свернуть с тропы в подъем, и даже не знаю, как там можно было заметить разметку!
Честно говоря, следующие много км трассы я помню смутно. Я ехала, пару раз спешивалась, пару раз падала. Эпичным был еще один косяк с разметкой, когда на спуске нужно было довольно резко поверуть, а разметка, если мне не изменяет память, пряталась где-то в кустах. Проехав метров 150 дальше, я оказалась у разрушенного каменного моста через овраг (овраг, к слову, был довольно глубоким). Поняв, что что-то тут не так, я сразу развернулась, но оценила, что какие-то люди с велосипедами пытались через него перебраться. Зачем, ребята, зачееем?))
После я еще раз укатила мимо разметки… Но на этот раз пару сотней метров не обошлось, накатала лишние пару км. Не заметила поворот в деревне (оказалось надо было смотреть на малозаметную синюю стрелку на асфальте), прокатилась почти до конца деревни, запаниковала, оценила помятый вид местного населения, полезла смотреть трек в телефоне – в итоге просто поехала обратно и встретила сворачивавших на верную траекторию людей, которых давно обогнала.
Ближе к концу (и к моему большому счастью!) я, наконец, выехала на асфальт. Оказалось, что мои часы Polar с датчиком на колесе меряют расстояние с солидной погрешностью (настройки, вроде, выставлены верно), поэтому я была уверена, что до финиша всего км там 6-7, что очень радовало. Смущал только факт, что согласно высотному профилю (организаторы заботливо напечатали их на маленьких наклейках, которые удобно лепить на руль или номер), последние 10 км гонки должны быть спуском, а я на асфальте вижу подъем, и не вижу разметки (оказалось последние 15 км гонки не размечены). Впереди ехали какие-то ребята, но они скрылись за поворотом, и я осталась в гордом одиночестве. Подъем никак не заканчивался, я страдала как могла, а согласно часам мне оставалось совсем немного до финиша. Я начала сомневаться и тормозить, меня догнал какой-то парень, уверенно заявивший, что мы едем правильно. Я не поверила, достала телефон с треком и сильно удивилась, когда узнала, что я на верном пути, но мне еще 10 км. Еще пара сотен метров и начался отличный скоростной спуск по грунтовой дороге с камешками – первое место, на котором в первый день я ощутила реальный фан! Стараясь по минимуму жать на тормоза, я, наконец, докатилась до финиша.
Честно говоря, после первого дня я просто не знала, как снова сесть на велосипед… Мне было очень тяжело и я никак не могла понять, почему все вокруг такие бодрые и веселые. Честное слово, для меня это был какой-то новый уровень страданий, и я просто не представляла, как ехать еще 2 дня. Оставалось надеяться только на то, что страдания к утру следующего дня хоть немного забудутся, потому что именно так оно обычно и бывает - мозг всегда стремится побыстрее задвинуть в дальний угол плохие воспоминания.
Атмосфера, кстати, располагала к расслаблению – мы жилы в эллингах прямо на берегу.
День второй.
Расстояние – 65 км.
Набор высоты – 1080 метров.
Наивысшая точка – 1060 метров.
Высотный профиль второго этапа, конечно, доставлял! Помня о том, как я чувствовала себя вчера, решила ехать медленнее в начале, поберечь себя для подъема и максимально долго ехать в гору не слезая с байка. На первых километрах трассы обгоняла подкачивающих колеса и ковыряющихся в байках людей – скоростные спуски с осыпающимися камешками и колеями не давали расслабиться. Один раз проверила остроту камней боком, заехав в колею — потом ехала и гадала, доползет ли струйка крови с колена до носков.
На второй день организаторы явно учли пожелания насчет отметки – повороты я больше не проскакивала.
Зная, как плохо у меня с техникой, решила, что одной из задач на многодневке для меня будет как можно реже вставать сбайка – так хоть немного прокачаюсь. Задача вроде почти выполнялась – по крайней мере, я вставала с велосипеда позже, чем те, кто ехал со мной, это не могло не радовать. Вообще мне было не понятно поведение некоторых мужиков – ну видно же, что сюда можно заехать, это простой подъемчик даже для меня – но они зачем-то катят байк рядом, портя себе весь кайф и тратя больше сил.
Ближе к концу подъема силы покинули меня и все, кто маячил рядом, уехали далеко вперед.
После подъема, показавшегося мне просто бесконечным, начался шикарный прогон по плато Караби. Здесь в первый раз я смогла по-настоящему насладиться видами и кайфануть на плавных спусках и подъемах, почти совсем не нажимая на тормоза. Это было место фана, без сомнения).
После шикарного плато была пара техничных спусков по камешкам, а потом началась настоящая жесть, а точнее грязь.
У меня с грязью особенные отношения – я по ней ехать не могу, совсем. И дело даже не в корявой технике, а в голове – просто не могу себя заставить, боюсь не управится с байком. Я терпела сколько могла, эпично упала в колею, полную воды и грязи, и пошла пешком. Было обидно и очень трудно, рядом никого не было, болели натертые за подъем велотуфлями ноги. Весь кайф после Караби забылся, увы.
(грязь приятно пахла коровками, кстати)
Конец второго этапа совпадал с концом первого, поэтому я уже знала, что стоит ждать долгий тягун в гору и быстрый спуск. От пыли и грязи почти перестала работать вилка, что в сочетании с кровавыми мозолями на руках (перчатки не спасают), лишило менякайфа на финальном участке.
День третий.
Расстояние – 51 км.
Набор высоты – 1750 метров.
Наивысшая точка – 985 метров.
Не знаю, как я смогла отодрать себя от кровати с утра… Вилка была подспущена и работала, хоть и не идеально как в первый день. Чтобы сесть на байк, я выпила пару таблеток анальгина и намазала то самое место кетанолом – даже на мягкой кровати сидеть было тяжело.
Старт, плавный подъем, один незаезжаемый торчок – и вот оно – шикарный синглтрек, сначала вдоль обрыва, потом по открытому склону, прекрасные виды и чистый кайф) Один раз все же напугалась и спешилась, но все равно обогнала несколько ковыряющихся мужиков. Дальше подъем, потом плавные, но скоростные спуски по виноградникам, какой-то парень даже похвалил меня, сказав, что я «хорошо еду со спусков». Правда, он потом добавил «хорошо для девочки“. Как бы там ни было, спасибо ему за комплемент (если вы прочитали начало этой истории, то должны понять, почему).
На одном из спусков увидела стоящий народ и парня, лежащего в колее, но явно живого. Все выглядели так бодро, что решила не останавливаться, как потом оказалось, парень все-таки неплохо поломался и его отвезли в больницу.
А потом я пропустила поворот в виноградниках. Дорога поворачивала направо, трасса шла налево, разметка была не особо заметна. Неправильная дорога была хорошо накатана, в пыли было много следов велосипедных покрышек, поэтому я смело катила дальше. Через 1,5 км спуска я наткнулась на шлагбаум, разворачивающегося парня и местного жителя, который нам сообщил, что “ ваши все обратно едут». Было очень обидно ехать обратно 1,5км, пусть в плавный, но все-таки в подъем.
Вообще на третий день организаторы оставили все самое сладенькое! После первого пункта питания начинался многокилометровый подъем по серпантину, красивый и заезжаемый. Только в самом верху я сдалась и пошла пешком, но подъем все равно доставил.
В его конце ждал второй пункт питания, после которого началось не понравившееся мне ковырялово в лесу. Резкие подъемы по скользким листьям, узкая тропинка – динамика и кайф тут явно терялись. Я все ждала, когда же начнется финальный спуск, но он все не начинался, я поднималась все выше и выше. Узкая тропинка вышла на верх хребта, и я поняла, что еду в туче. Шикарные виды были скрыты облаком, оно проплывало мимо натуральными такими клочьями — это было очень круто!
Начался спуск — местами техничный и везде красивый! Честное слово, от таких видов просто дух захватывает, хочется смотреть по сторонам, но каменные участки не дают расслабиться. Искренне кайфуя от крутого спуска, я впервые за 3 дня жалела, что этап заканчивается, как и многодневка, впрочем.
Итоги, ох уж эти итоги:
Если кратко о себе, то страдания забылись невероятно быстро! Уже через 2 дня я поняла, что снова хочу на велосипед и вообще отлично себя чувствую. Не проходило только недовольство собой – лучше, лучше надо было ехать, а не проигрывать по 2 часа девочкам-лидерам. 2 часа – это как-то слишком…
В итоги запишу еще явный сдвиг в технике. Хотя, может это просто сдвиг в голове, который привел к сдвигу в технике, не знаю точно. Но уверена, что я стала чувствовать себя намного уверенней на велосипеде, и эта уверенность обоснована.
Если раньше я привыкла бегать, полагаясь только на силу и возможности своего организма, то теперь приходится много думать и о технике. Байк, на котором я ехала, появился у меня только в сентябре, и тут он прошел настоящую проверку. Мой MeridaBigNineLiteTeamIssue 2013 (http://mtb.ru/cat/bike/bicycles/mtb/7426/) ни разу ни в чем не подвел почти за 200 км, накатанных за 3 дня, чем я очень довольна. Пришлось только подспустить вилку перед третьим днем. Вообщем, спасибо ребяткам из mtb.ru.
В велосипеде я практически ничего не трогала, только заменила только седло, а на гонку ребята из MeridaRussia (http://merida-bikes.com/ru_ru/cms/1929/ru_ru-team_merida_russia) подогнали мне правильные бескамерные колеса на втулках Sram X9 (http://sram.ru/products/item/zadnyaya_vtulka_sram_x9_12_142/) и ободах ZTR Arch. На них бескамерно стояли Maxxis IKON EXC EXO (http://maxxistires.ru/products/item/ikon/) с боковой защитой.
Постоянно видела на трассе людей, меняющих проколовшиеся камеры (в крымских лесах очень много колючих растений и шипы у них знатные, скажу я вам!), и гордо проезжала мимо них – в моих колесах был герметик от TyreDoctor (http://tyre-doctor.ru/).
Перед стартом я много думала про умение верно разложить силы на трассе. Я боялась оставить все силы на каком-нибудь подъеме и потом просто «закончится». Эти три дня дали мне понять, как работает мой организм при нагрузках такого рода, и сделать важный вывод – «может показаться, что ты “закончилась“ еще старте, но это не мешает тебе терпеть». Как-то так.
Если кратко об организации – команда организаторов работала хоть не без ошибок, но точно от души и с душой! Да, мне не с чем сравнивать, этот моя первая веломногодневка, зато есть куча опыта участия в других стартах. Ребята явно слушали все замечания, по ходу исправляли разметку, улыбались, предлагали помыть байки, вкусно кормили, расталкивали в спину с пункта питания, наполняли фляги и прочее.
Шикарная местность, удобные условия размещение, очарование курортного места в несезон – если у вас есть возможность, вы должны обязательно ехать в следующем году. Рекомендую, короче говоря!
Чуть не забыла! Один из главнейших выводов – если ты один из лидеров, у тебя будет намного больше фоточек).
Ссылки на фото, результаты и информацию — http://mtbmarathon.crimea.ua